Тел (WhatsApp): +7 926 690-65-90
Skype: advos67
Образовательные консалтинговые услуги в сфере развития креативного мышления , психологии управления , личностного роста и развития
Статьи
"Только здесь - содержание важнее обертки"
Личностное Развитие и эволюция! Инновация или подделка? – Часть 1
«Подняться к небу – вот работа. Подняться к небу – вот это труд». Григорий Горин, «Дом, который построил Свифт».

«Свобода – это разбудить жажду и указать путь к колодцу». Экзюпери.

Каждый человек – космос в миниатюре, маленькая вселенная, и у этой вселенной свой путь, а двух одинаковых путей, как известно, не бывает, как не бывает одинаковых лиц, отпечатков пальцев, ДНК и еще много чего. Но есть константы, с которыми люди приходят в этот мир. Именно набор этих констант и динамические факторы среды и
определяют оптимальный, то есть частично «предзаданный» жизненный путь каждого. Счастье можно найти даже в движении против констант, и это то же будет путь и эволюция. Пересадивший себе белую кожу Майкл Джексон, ставший общественным деятелем, Ник Вуйнич, сконцентрировавшийся на науке Стивен Хокинг… Все они, превратившие свой личный ад в благословение и пользу окружающим, безусловно, примеры преодоления не нравящихся им констант, данностей судьбы, значение которых им удалось поменять, а другие константы или их отсутствие (сила воли, настойчивость, вера в себя, удачливость) либо укрепить, либо породить почти с нуля, вырастить как герань на гидропонике.
И именно эти константы обнаружить или породить сложнее, чем те, которые приходится преодолевать. Осознанная, управляемая динамика и расстановка этих многоаспектных факторов, приведение их к балансу в рамках поставленных личностью задач и приоритетов и есть развитие, эволюция и рост.
А вот какими инструментами для этого пользоваться, какие системы и универсумы эти инструменты обслуживают, по какой модели это самое развитие будет идти… Не нарушит ли оно личное предназначение или, напротив, скорректирует ли отклонения от него и судьбы? Вот на эти вопросы и должны отвечать эволюционные и развивающие практики и технологии. И еще на многие другие, но на эти в первую очередь.
Известная мне «глобальная тайна даосских мастеров», отшлифованная тысячелетиями, практиками герметичных исследований, гласит: «Все, на чем мы слишком фокусируемся в нашем не постоянном мире, ускользает от нас и становится для нас не доступным». «Все, что мы отпускаем, но оно присутствует в нашем внимании — находит нас само». Это, как в той притче про стрелка из лука, где «тетива должна быть не провисшая и не перетянутая», только в этом случае стрела попадет в цель. Это та самая парадоксальная ситуация «Срединного пути», которая требует индивидуального равновесия и аутентичного ритма, порождающего знание об индивидуальной модификации любой информации и энергии, появляющихся в индивидуальном поле.
И если мишень и лук со стрелой мы можем выбрать сами, то время и историческую эпоху пребывания, в которой нам эволюционировать и решать задачи роста, - «стрелять по своим мишеням», - вряд ли. Мы вольны в выборе способа интерпретации, который можем сделать элементом лука, стрелы или мишени, взяв на себя максимально возможную ответственность за ситуацию целиком.

Ситуация

«Математики мыслят объектами (точно определенными и позиционированными), философы - понятиями и категориями, правоведы - конструкциями, логики - операторами, а дураки - словесными штампами». Насим Талеб.

Все началось в конце двадцатого века, когда понятие сингулярности приобрело хронологические очертания в связи с публикацией независимых расчётов ученых из разных стран, объединивших в одну прогрессию эволюционный и исторический процесс. Результаты расчетов показали, что к середине ХХI века эволюция человечества и его история, в их общепринятом понимании, могут одновременно закончиться или радикально сменить вектор.
Независимые расчеты троих ученых из Австралии, России и США, показали, что сокращавшиеся периоды между глобальными фазовыми переходами в истории биосферы и антропосферы образуют геометрическую прогрессию, знаменатель которой примерно равен основанию натуральных логарифмов. Перенеся гиперболическую кривую в будущее, все три автора в конце прошлого века пришли к выводу: около середины XXI века гипербола превращается в вертикаль. Тема получила название «Масштабная инвариантность распределения биосферных и антропосферных фазовых переходов во времени» (Сингулярная точка истории).
Этот результат, обозначенный в международной литературе как Вертикаль Снукса-Панова, должен означать, что скорость эволюционных изменений в XXI веке начинает устремляться к бесконечности, а интервалы между фазовыми переходами, к нулю. В соответствии с данной теорией, в середине XXI века человечество ожидает новый фазовый переход, который переведет его на иную фазу развития.
Эта модель невероятно совпадает с моделью «4-х фазового цикла развития сознания» и моделью «Тройственного ума» Макфетриджа, связывающих динамику исторических фазовых переходов биосферы и атропосферы с этапами развития «Ума» или «Сознания».
Тезисно и коротко модель Макфетриджа, постулирующая динамику тройственного ума выглядит следующим образом:
Рептильный ум (генетически самый первый, соматически локализован в нижней области живота). Это набор «выживательных» инстинктов. Он предполагает исключительно реактивное реагирование на ситуацию: есть воздействие – есть ответ. Направлен на индивидуальную выживаемость.
Лимбический ум (ум животных, соматически локализован в области груди). Индивидуально переживается как чувственно-эмоциональная сфера, «животная» способность к совместной деятельности без отвлечения на пассивные раздражители (приоритет социальности над рептильной реакцией).
Неокортекс (самый эволюционно поздний, молодой уровень. Соматически локализован в области головы). Проявляется как способность к сложным формам абстрактного мышления и семантическим навыкам. В зависимости от фазы развития индивида может брать на себя управление (окультуривание) двух предыдущих уровней.
У человека есть способность осознанно учитывать и согласовывать интересы различного уровня (включая межстайные и межвидовые взаимодействия на уровне, отличном от рептильной реакции) и менять эти взаимодействия с учетом большого количества переменных условий, простраивать протяженные в пространстве и во времени взаимодействия (расширенный «горизонт событий»).
О «Цикле развития» будет упомянуто ниже.
Итак, о характере этого фазового перехода и особенностях сегодняшнего этапа нет единого мнения. Но есть три гипотезы.
«Любая нелинейная система стремится к некоторым относительно устойчивым переходным состояниям − аттракторам, к каждому из которых система приходит в свое время (хотя далеко не всегда можно предсказать характеристики аттрактора, когда и каким именно путем она его достигнет)».
  1. Сценарий 1-й − падение кривой развития вниз. Такое движение в сторону простого аттрактора − саморазрушение цивилизации, начало «нисходящей ветви» истории с перспективой более или менее болезненной деградации антропо- и биосферы к состоянию термодинамического равновесия (тепловая смерть). Этот вариант, скорее всего, − результат глобальной войны.
  2. Сценарий 2-й − горизонтальный странный аттрактор (горизонтальное движение вбок) предполагает включение каких-то механизмов стабилизации на длительную перспективу. В некотором смысле это тоже «конец истории», так как, перестав прогрессивно развиваться, носитель интеллекта ограничивает способность управления масштабными процессами и становится заложником естественных тенденций старения и изнашивания биосферы, истощения полезных ресурсов, земли, солнца и т.д.
  3. Наконец, 3-й сценарий − вертикальный странный аттрактор означал бы беспрецедентно крутой виток по вектору «Посттехнологической и постинформационной эволюции», скорее всего, в результате наступления вышеописанной Посттехнологической сингулярности. Но для этого нужно технологическую или, как ее еще называют, «корпоративную» фазу поменять из состояния «константы» на состояния угасающего аттрактора.
Ну а поскольку автор этих строк – приверженец третьего сценария, то дальше о нем – обычным языком.

Особенности информационного общества или начало посттехнологического этапа.
Информационная эпоха еще в конце прошлого века охарактеризована многими и многими деятелями культуры как «эпоха подделки и дезинформации». «Подделка и дезинформация» наряду с «информационной открытостью и доступностью» − основной тренд сегодняшнего времени.
И если с подделками вещей, брендов, антиквариата, арта, лекарств и даже еды разобраться можно фактологически (в правовом и культурном поле, как ни крути, существуют нормы и процедуры верификации), то с подделками смыслов, чувств, переживаний, эмоций, отношений и, «Упаси Господи», духовных сфер, все «ой как не просто».
Рыночная модель, сформированная «Корпоративной реальностью» (фокусировка массового сознания), воспринимается не как этап общественного развития и одна из множества метафор взаимодействия с миром, а как предельный горизонт развития и чуть ли, не единственный инструмент взаимодействия с миром.
Но, как известно, «Держащий в руке молоток везде видит гвозди». И на этот молоток накладывается еще и неравномерность развития и доминирования одних культур и цивилизаций над другими.
Имперская политика колонизации и унификации аутентичных культур, заданная еще Вавилонской, затем Римской цивилизациями и продолженная цивилизацией англосаксов, всегда имела две стороны, а нынче и совсем трансформировалась в глобальный «фаст-фуд тренд» по отношению к любой аутентичной культурной динамике. Культура «одноразового быстрого потребления» распростерла свой ареал куда шире банальной материальной сферы. Быстрая искусственная (поддельная) еда в Макдональдсе, одноразовые отношения (американская культура пикапа), быстрый, одноразовый секс, культ «одноразовых платных друзей», укладывающих вас на кушетку психоаналитика, − незавидные культурные завоевания Нового Света. Духовный «фаст-фуд» добрался и до традиционных восточных практик личностного роста и развития, реализации и психокоррекции, на освоение которых у адептов уходили годы жизни.
Но и их уже почти переварил тренд «Просветления и духовности для ленивых и занятых людей».
Пик этого тренда пришелся на двухтысячные и медленно начал ослабевать в последние годы, замещаясь интересом к «подлинности и аутентичности», расцвет которого мы сможем наблюдать в процессе взросления поколения «хипстеров», освоивших скоростную динамику «фаст-фуд просветления» на ранних этапах взросления.
Если внимательно присмотреться к современной мейнстрим философии, литературе и субкультурным движениям, то можно заметить, что «смыслы жизни», объединенные в смысловые сферы – «экзистенциальные жизнеорганизующие поля», как содержательные сегменты человеческой жизни, определяют ценностные зоны и горизонты ближайшего развития каждой личности. И сегодня они начинают тяготеть в сторону личностного роста и развития именно в том смысле, который и был заложен основными религиозно-культурными традициями человечества. За одним исключением эти поля модифицируются, через освобождение от территориальных, политических, идеологических аграрных и патриархальных аспектов и влияний. То есть старые «экзистенциальные поля»: обогащение/накопление (предпринимательство, бизнес, мошенничество), досуг (развлечения, рекреация, путешествия, секс), пространственная экспансия и расширение территориальных ареалов (войны, географические открытия, освоения космоса) и прочие замкнутые сами на себе как на предельный событийный горизонт и горизонт развития с претензией на «универсумальность» (когда люди живут в них, как в мире «Мир бизнеса», «Мир секса», «Мир путешествий») − стремительно теряют свою привлекательность и мотивационный заряд. Медленно переходя из статуса «универсума» (мира в себе самом) в статус инструмента или обеспечения более широких и глобальных «универсумальных» полей (бизнес как инструмент чего-то большего, секс как опыт и практика работы с переживаниями и энергией, отношения как опыт и практика глубокого межличностного взаимодействия и прочее).
В прошлое стремительно уходит и эпоха «Х фактора — экстрасенсов и сверхчувственного восприятия», постулирующая расширение пятисенсорной модели восприятия и взаимодействия как «венец и апогей духовности и развития», формируя понимания феноменов расширения в статусе сопутствующих эффектов роста и эволюции, а зачастую и как мешающих росту побочных эффектов, формирующих чаще привязанности и фиксации на этих самых сопутствующих эффектах, формирующих ложные идентификации у практика. «Сидхи без Бодхичитты (безусловной любви и сострадания) – наказание и препятствие» − такова максима легитимных практикующих, повторяемая в любых традициях.

Ресурсы личностного роста и эволюции
«Если у Тебя нет Шейха, у Тебя наставник демон».Суфийская мудрость

Правда (информация в отличии от дезинформации), на мой взгляд, в том, что безусловно, эпоха глобализации разрушила территориальные и метафизические границы культур и цивилизаций, сменив эзотерический принцип недоступности, закрытости и тайны на принцип открытости и вовлечения в контур. Что, с одной стороны, сократило временной шаг освоения закрытых и герметичных образовательных практик самоорганизации, гуманитарного развития и эволюционного роста, а с другой стороны, нещадно их упростила и выхолостила, а зачастую «выплеснула с водой и ребенка», невольно превратив огромные зоны перспективных метафизических ресурсов и потенциалов в дешевую индустрию подделок и обесцененных мимикрий.
И главный вопрос, который может и должен быть задан любым человеком, созревшим до освоения «уровневых практик», аккумулированных плеядой адептов из разных культур и этапов человеческой истории и культуры, − это вопрос «Как?». Как отличить подлинник от подделки?
Как не потратить время свой жизни в пустую, разбираясь в устройстве «фейка»? Как не питать своей энергией «левые и бестолковые пути», не ведущие ни к какой реализации, кроме реализации собственной гордыни и преумножения дезинформации и хаоса в мире?
Стоит отметить, что ресурсы личностного роста и эволюции никогда, ни в одну эпоху не были доступны для использования широкими массами, и принцип тайны и эзотерики являлся «защитой от дурака», ну типа, чтобы «дети» (не созревшие личностно, «недостойные») с циркулем в розетку не лазили».
И вторая причина — конкурентное и патриархальное сознание держателей техник и методов развития и эволюции, дабы не порождать себе конкурентов при жизни, отбирающих статус и хлеб.
Архетипические истории конфликта мастера и первого ученика − это фундаментальный базис почти всех культурных традиций на определенной фазе развития, который повторяется почти в любой групповой динамике от Христианского Мифа до теории Фрейда и развития любой герметичной группы, претендующей на аутентичность содержания.
Сегодняшняя эпоха кардинально отличается от прошлых тем, что этот принцип сменился на ровно противоположный. В информационное поле (на рынок) выброшено столько подделок, что только человек с дополнительным ресурсом, мотивации ли, интуиции ли, благословения ли (можно привести 33 причины его присутствия) может отличить подлинник от подделки. И это учитывая то, что формы передачи техник, методов и практик устаревают во времени, если их не успевают модернизировать новые адепты и носители линий передач, принципов, энергий из матричных, корневых систем. И их подлинных модернизаторов еще тоже нужно суметь отличить от «ряженных клоунов».
Принцип «соблазнять и вовлекать» − женский принцип, вопреки мужскому «Утаивать, запрещать и не пущать», указывает нам на смещение глобальных потенциалов макросистем в сторону Инь, как говорят китайцы. После глобальной эпохи патриархата мир последовательно качнулся в противоположную сторону. И если раньше доступ к внутренним ресурсам (а именно внутренние ресурсы всегда являются основой для обнаружения внешних) упирался в лабиринты тысяч закрытых дверей, и большая часть энергии уходила на «вымаливание», конструирование, «заслуживание» и «дорастание» до «ключей и отмычек», то сегодня это уже «лабиринт наизнанку» тысячи открытых поддельных дверей, вид которых отвлекает от подлинных. Но оформлены они зачастую ярче и краше настоящих, а вход в них проще, быстрее и дешевле. Не случайно основными экономическими дисциплинами в XXI веке, с легкой руки лидеров информационного общества, стали маркетинг, реклама и ПиАр)))! Абсолютно женские вовлекающие динамики, в то время как кризис перепроизводства совершенно нивелировал противоположную сторону.
В соответствии с такими особенностями информационного ландшафта, традиционные «стратегии доступа» перестали работать и утратили «заряд», хотя проблемы и задачи развития и индивидуальной эволюции остались прежними, а подходы к их решению продолжают радикально трансформироваться в силу утраты традиционными институтами своей функции и позиции или имитации этих функций, исходя из обозначенных выше причин.
Главный субъект общественного развития последних столетий, построенный по патриархальным лекалам, – Государство, объективно вычерпал свой цивилизационный и мотивационный потенциал. На смену пришел другой – Корпорация. Порожденные корпоративным этапом развития «экзистенциальные смысловые жизнеорганизующие поля», абсолютизировавшие «инструменты», и, превратив их в «миры», задали совершенно иной информационный и психологический ландшафт Эпохи. Но и он уже начал трещать по швам. Череда экономических кризисов и финансовых потрясений последних десятилетий никого не оставила в блаженном неведении. «По-моему, смысл накопления миллионов и богатства − это стать самым респектабельным мертвецом на кладбище», − постулировал эту «трещину» умирающий Стив Джобс. Но его голос, как и голос других прогрессивных лидеров, потонул в информационной блевотине «Коучей успеха», обучающих «травмированную» толпу «Как сделать первый миллион и быть самым респектабельным в своей деревне». И так необходимая, для становления любой личности стратегия «Первичного набора ресурсов» превратилась в «травмозакрепляющую» практику вместо «травмокоррекционной». Поскольку корпоративное поле, и индуцированные им смысловые и ценностные заряды не просто культивируют травмоповеденческие динамики (экономическое поведение человека − это когда выгода побеждает страх, а не когда поведение зиждется на глубоком страхе отсутствия ресурсов, компенсированном внешней пафосной атрибутикой), но и возводят их на пьедестал, провоцируя глубокое непризнание и блокирование травмированной зоны бессознательного. Знаменитое «Кип смайл» − практическое брендовое воплощение такой блокировки и имитации.
«Корпоративные поля» − на сегодняшний день самые глобальные тяжеловесы, аккумулирующие основные человеческие ресурсы и претендующие на роль базового смыслообеспечения большей части человечества в локусе информационного постиндустриального общества, задающие тренды и стандарты образа жизни, поведения, реализации, отношений, семьи, здоровья и пр. Они пытаются подмять под себя другие, традиционные и аутентичные, локусы. Многочисленные «практики»: «Медитации для бизнеса», «Майндфуллнесс» «Йоги для корпораций», «Экстрасенсорное восприятие для ведения переговоров» и многие аналогичные – тому примеры подмены аутентичного содержания и метода поддельными, обслуживающие совершенны иные системы с ровно противоположными ценностными установками, нежели аутентичные традиции, породившие эти практики.
Или взять, например, патриархально — корпоративную модель «женщины батарейки», когда «мне любовница или жена нужна для того, чтобы бизнес работал этой энергией, «я его так запитываю», говорят мне многие клиенты из сферы бизнеса. А если бизнес большой, то батареек нужно много». В более глобальном не «Корпоративном» поле, ровно наоборот: «Бизнес − это обеспечение, ресурсный инструмент для развития и движения в сфере отношений с партнершей, например, которая (сфера) тоже в свою очередь − обеспечение более глобального контура «опыта развития и реализации через отношения».

Пограничная зона запутанного рационального ума. «Не ум», «Пустота», «Не двойственность». Или почему «невозможно» достичь «Великого Предела»?

«Если человек с детства кормить курицей и говорить, что это баранина, то после он всю жизнь будет принимать курицу за барана, и его не возможно будет убедить в обратном» Китайская пословица

Время осмысленного и артикулированного расширения экзистенциальных горизонтов – время будущего. Сегодня это удел передовых, опережающих герметичных групп развития, экспериментально осваивающих новые модели «экзистенциальных полей»: посткорпоративного и пострационального (неокортикального) этапов развития, который еще не наступил, но уже на подходе. Именно практики «осознанного не-вовлечения в старые поля», практики «различения и дифференциации» и являются пиком «тренда осознанности и внимательности» сегодняшнего этапа. Не борьбы и игнорирования корпоративного поля, а именно осознанного «дифференцирования и самовычленения» со всеми «хвостами, коннектами и привязанностями». Только тогда заезженные эзотерические ярлыки и шаблоны типа «Осознанности», «Практик внимательности», «Нахождения в моменте Здесь и сейчас», «Освоение и доступ к внутренним ресурсам» «Выхода за пределы ума» наполняются энергией, жизнью и подлинностью. В противном случае, это всего лишь эксплуатация перспективных зон будущего роста в угоду сегодняшним доминирующим «Полям», очередная дезинформация и мимикрия. Все равно, что порно именовать «Практиками интимности», а шоу «Как сделать миллион» − одиночным ретритом.
Итак, «Посткорпоративный этап», «не ум», пострациональная или надрациональная сфера, − эти категории апеллируют к будущему времени, к прогностике, к тому зерну, что есть лишь в потенциале. Мы не можем на это указать предметно и впрямую категориально, лишь апофатически (через отрицание «нети нети», не это и не это). В данном случае категория «не ум» предполагает отрицание, поскольку «четвертый ум» гипотентически, в модели Макфетриджа, не является ни одним из 3-х «не умов» − ни неокортекс, ни лимбический и уж точно ни рептильтный. Обычная путаница, когда «псевдопрактики» принимают доминирующий у кого-то «эмоциональный лимбический ум» за «четвертый ум», и объявляют себя «пробужденными» растворяясь в эмоциональном экстазе, называя это «путем сердца», совершенно не подозревая, что им всего лишь открылся уровень ума, предшествующий неокортексу.))))) И основная драма эволюции еще впереди!
Обычная путаница состоит в том, что так называемый «мистический не ум», актуализированный у единичных представителей человеческого вида, подчас категориально заменяется «лимбическим эмоциональным», а мистическая модель «слушай сердце» нивелируется примитивными «псевдомистиками» до чувственно-вкусовой сферы с инструментальной «ампутацией» «неокортиального управления». Такая подмена зачастую надолго закрывает горизонты индивидуального развития, путая и смещая логику эволюционных порядков, иерархий и причинностей. Строить возможный вокабуляр и категориально-понятийный аппарат описывающий зону «Надрационального» «Мистического ума» на данном этапе не представляется возможным по очень внятным причинам. Ведь эволюционная логика и закономерность предполагает освоение предыдущего этапа прежде, чем появится возможность коснуться следующего.
Таким образом, пресловутый «Четвертый ум» в продолжении модели Макфетриджа, «Не Ум» восточных мистиков и адвайтистов, «Природа ума» в буддизме, в дзогчене «Ум Единства», «Большой Ум» и пр.:
  1. Соматически не локализован никак (соответственно, не ощущается в теле и проблематизирует у переживающего его ощущение и представление о любых границах, физических, эмоциональных, ментальных, временных, пространственных).
  2. Идентификация с ним возможна только в случае освоенного ума неокортекса (максимальной интеграции и рептильной сферы, и лимбической в неокортикальную сферу). Все возможные описания переживания «Не ума» в восточных мистических традициях через Путь «Бхакти Йоги» или «служения Мастеру» актуальны в том смысле, что объединение происходит с полем мастера, у которого неокортекс внятно активирован. Таким образом, это отраженные или учебные переживания, т.е. не аутентичные, а всего лишь эталонные для конкретной личности (сияние отраженным светом). Этот этап является обязательным пробыванием состояния «Не ума» «на вкус» для последующего различения и навигации в разнородных динамиках практических методов и инструментов.
  3. Предполагает максимально скорректированные «травмы» и «переплетения», фиксирующие практика в предыдущих фазах развития, закрепляющие его поведенческие реакции и стратегии в автоматической рептильной и лимбической зонах. Именно практики исцеления/коррекции этих «блоков» и названы в потребительском сознании «выходом за границы». Это границы социального программирования и импринтирования, которые имплицитно культивируют и генерируют «травмодинамики» через нормы проживания в «Корпоративном экзистенциальном поле». В котором аллопатической медицине, например, не выгодно приходить к исцелению, а классической психотерапии к катарсису – эти процессы должны длится вечно, а критерии результатов ускользать, как линия горизонта.
  4. Является финалом любого традиционного пути, предполагающего «Выход за индивидуальные пределы, вход в состояние единства или предельной целостности», в которой все дезинтегрированные части личности интегрированы в «Постличность», а уровень «Согласованности» теряет свой предельный смысл, ведь при отсутствии границ согласовывать нечего. «Великий предел» даосских практиков проявляется в адепте этого уровня спонтанно и естественно, подтверждая парадоксальный, до этого момента тезис о том, что «Внутренние и Есть Внешние». И этому нельзя научить, можно лишь помочь убрать препятствия, которые закрывают «Не ум», как облака закрывают небо в ненастную погоду.
Унифицированные проблемные зоны и препятствия для развития и роста их особенности в информационную эпоху
«Если дырявый карман не зашит, нет смысла молиться о изобилии». Еврейская поговорка.

В какую бы эпоху ни родился человек, унифицированные этапы развития всегда будут нести временной горизонт относительно статичных исторических констант, в которые входит набор мотиваций, целей, ценностей и задач, характерных для массового сознания этого исторического этапа. Естественно, с локальной поправкой на особенности культуры, территории, социальных динамик или катаклизмов.
Классические 4 этапа цикла развития:
1 – адаптивный;
2 – конкурентный;
3 – креативный;
4 – мистический.
Или в банальном изложении: детство, юность, зрелость, старость. Эти этапы имеют свои проблемные психические динамики и блокировки, мешающие из проходить.
Их типология выглядит следующим образом:

1. Адаптивная фаза (психологическое детство).

Основным препятствием, мешающим полноценному прохождению этой фазы является «психическая (детская) травма». Об этом написаны тома и созданы тысячи техник, которые работают в одном единственном случае. ВНИМАНИЕ!!! Если бессознательное травмированного человека пропускает в позицию Авторитет (родителя с большой буквы), оператора или носителя, применяющего тот или иной метод. Не важно, какой. Поскольку принцип психической травмы – это состояние тревоги и небезопасности (незаконченности, «непрожитости» эмоционального заряда, невозможности его катарсиса) на этапе детства или в стадии/состоянии ребенка от внутриутробного периода до пубертатного. А если это переживание спровоцировано всегда слабой или искаженной, или извращенной родительской позицией, то в любой культуре и практике ход на коррекцию и восстановление (исцеление) – это восстановление этой позиции в бессознательного клиента.
В зависимости от раннего культурного импринтирования работает архетипический образ Матери или Отца. Кому-то для снятия критического барьера бессознательного нужен академический толстопузый психотерапевт со всеми атрибутами, фрейдовской бородой и кушеткой, «в очках и шляпе». Кому-то эзотерический старец в традиционных одеждах на троне в цветах. Кому-то ведьма-знахарка с сушеными лягушками и гадательными шарами. Антураж и образ подачи всего лишь служит ключом для снятия критического барьера в бессознательном. Здесь исцеляющей является в чистом виде позиция, создающая веру, и, как результат, защитные силы, купирующие частоты тревоги и небезопасности. И, как всегда, двоякий эффект, с одной стороны, компенсация и «растворение» проблемного локуса в бессознательном, а с другой, − как побочка, возможная привязка к персонифицированному образу родителя.

2. Конкурентная фаза (психическая юность).
Основные препятствия этой фазы так называемые «деструктивные переплетения» или «ложные идентичности». Они напрямую связаны с несформированностью личных ментальных и эмоциональных границ.
Переживание чужих (относительный статус, в зависимости от этапа развития) незаконченных чувств и эмоций. Мышление чужими смыслами и ментальными клише (тоже статус весьма относительный, ведь чтобы отключиться от старых смысловых полей, придется заимствовать новые, и так много раз, пока не научишься продуцировать свои, аутентичные, которые резонансны или конфликтны унифицированным в рамках той или иной культуры). Такие заимствованные в процессе развития эмоциональные и смысловые локусы, как правило, рассогласованы между собой и локализованы в глубинных слоях бессознательного, что создает феномен «расколотой личности». «Расколотой» на множество «субличностей», каждая из которой – «Факир на час», каждая принадлежит специфической зоне прошлой реальности, сформированной в прошлом, предка ли, этноса ли, культуры ли и пр. И каждая из которой связана с каким-то силовым экзистенциальном полем, конфликтным или противонаправленным другому полю, которому принадлежит другая субличность. Весь этот «зоопарк», как правило, сильно сопротивляется единому системному управлению и формированию долгосрочного управляющего локуса «Центральной личности», «Хозяину», как таковому. Все проблемы с мотивацией, отсутствием жизненной энергии, нехватки ресурса, проблемы со здоровьем и физическим, и психическим имеют чаще всего эту причину. Основной внутренний ресурс в этом случае тратится на бесконечный, скрытый и неконструктивный внутренний конфликт, и обеспечение хотя бы минимального согласования «субличностей». Чем на более фундаментальных уровнях бессознательного конфликт, тем тяжелее последствия. Внешние психологические напряжения требуют интенсивной компенсации, которая обычно проявляется во многих формах, от психической нестабильности и проблем со здоровьем до употребления алкоголя или наркотиков, или других форм деструктивного поведения.
Решением является принцип, высказанный еще Авиценной, «Подобное лечится подобным». «Конструктивные переплетения» с людьми, имеющими состояния согласованности частей. Например, регулярная практика Гуру Йоги в Хинду и Буддийской традиции несет в своем основании «смешение своего «ума» с умом мастера-гуру, который этап рассогласования уже прошел. Объединяя с ним ментальное и энергетическое сознания (и ментально, и эмоционально), «степ бай степ» привыкает к исходному эталонному состоянию, изучает идеологии и практики, интегрирующие «рассогласованность». И опять же в нашем двойственном мире существует побочный эффект, сильно «расколотые» личности обычно находят себе тотальное переплетение в виде гуру или секты, и, полностью идентифицировавшись с личностью носителя, демонстрируют пример честного, заимствованного, согласованного блаженства. Секты и Кумиры, кстати, − лучшие из возможных методов лечения нарко- и алкозависимости именно исходя из этих феноменов.

3. Креативная фаза (психическая зрослость/зрелость).
Основная особенность этой фазы – доминирование мотивации вдохновения над мотивациями страха и выгоды. Добравшиеся до этой фазы персоны меняют всю оптику реальности и структуру энергетической системы. Все рассказы про «раскрытие чакр», «Расширение сознания» и пр. являются легитимными и корректными только на этой фазе. Именно тут расширение пятисенсорной модели восприятия и взаимодействия являются естественными и «законными» процессами, проходящими плавно и подлинно, без искусственных «психоделических отмычек» и «технологических, энергетических возгонок».
Именно тут личность и душа человека, наконец-то, начинает «цвести собственным цветом и пахнуть неповторимым ароматом». Именно на этой фазе человек может дать миру то, что может дать только он. Именно тут внутренние ресурсы начинают пребывать в дефиците, а не в профиците, а значит, естественная стратегия поведения меняется с «берущей» на «дающую». То есть «отдача» начинает доминировать над «потреблением». Подлинность начинается с креативной фазы.
И если «препятствия и блоки» предыдущих фаз развития связаны с прошлым, которое необходимо «прочищать», «расплетать», «перекодировать», «переидетнифицировать», то единственный блок в этой фазе – отсутствие образцов, моделей и эталонов, передающих нормы и образцы такой фазы в настоящем. Отсутствие инициации. Ну исключая, конечно, незаконченность или серьезные блоки в предыдущих фазах.
Поскольку статистически эта фаза у людей самая редкая (застрявших на предыдущих в процентном отношении подавляющее большинство), и соответственно, массовые нормы культуросообразного поведения построены на моделях предыдущих фаз, ее особенности не укладываются в формат унифицированных на сегодня светских научных, религиозных, культурных, экономических догм и подходов. «Лекарство» тут одно – коммуникация (инициация носителями) с людьми и группами, психологически находящимися на данной фазе.
Ну и «побочка» тоже известная. Поскольку фаза не является конечной в цикле, синдромы «непризнанного гения», «потери связи с реальностью», «уход в творческий астрал» и многочисленные «ченнеленги и контакты с сущностями и другими цивилизациями» − явления хорошо всем знакомые и нередкие в «творческих кругах».

(с) Андрей Двоскин