Тел (WhatsApp): +7 926 690-65-90
Skype: advos67
Образовательные консалтинговые услуги в сфере развития креативного мышления , психологии управления , личностного роста и развития
Статьи
"Только здесь - содержание важнее обертки"
Личностное Развитие и эволюция! Инновация или подделка? – Часть 2
Базовые принципы и особенности освоения и различения легитимных практик (в очень упрощенной форме).
«Ответственность, это готовность принять на себя статус источника и причины, того что происходит». Царевич Гаутама. Берт Хеллингер. Рон Хаббард вместе взятые.


Принцип соответствия (зрелости).
В зависимости от глубинной причины запроса на практики развития и эволюции (который на старте необходимо для себя прояснить), можно составить простую таблицу «большой девятки». Это будут три зоны − входы в соответствии со структурой человека.
Поскольку люди – существа, живущие в трех универсумах одновременно (в триединстве, которое мы обозначаем и смыслово разделяем чисто условно для удобства описания, оно неразделимо):
  • Ментальном – эйдосы, смыслы.
  • Энергийном. Чувственно – эмоциональном (чувства, эмоции, переживания).
  • Физическом – соматика, физическое тело.
Это входы, через которые можно «заходить» в практики роста и эволюции.
И соответственно, 3 этапа (фазы развития):
  • Адаптивный – детский
  • Конкурентный – подростковый
  • Креативный – взрослый
Ну и тройственный ум:
  • Рептильный – инстинкты
  • Лимбический – чувства, эмоции
  • Неокортекс – абстрактное мышление, нейросемиотические связи.
Четвертая составляющая, являющаяся причиной триады «Ум, Энергия, Тело», которая в разных культурах отмаркирована по-разному, − это «Бог», «Великий Дух», «Дао».
Ни четвертую финальную фазу развития «Мистическую Фазу» или «Фазу ухода», ни «Четвертый Не-ум Единства», мы, понятное дело, в расчет не берем. Рассматриваем только те зоны, которыми можно управлять и на которые можно влиять. Поэтому «Бога не смешим».
Дальше возможную комбинаторику «заходов» можете построить сами. Это математическая задача класса примерно для второго начальной школы. Ну, разве что в качестве примера: «Вход через физическое тело на адаптивной фазе, через рептильный автоматизм, будет сильно отличаться от «входа» через физическое тело на «Креативной» через лимбику, например. А «Вход» через смысловую зону на адаптивной фазе, в отличие от «входа» через нее же на боевой, будет носить фундаментально другой характер и в смыслах, и в переживаниях. Это как сравнивать Цирк Шапито и Большой театр. Хотя снаружи они могут казаться очень похожими.

Практики физического тела (заход через соматику напрямую).
Три фазы развития физического тела в культуре очень сильно отмаркированы, как типы телосложения, типы обмена веществ, типы распределения жира, и пр. Такие ярлыки, как «пурильный», «пупс», что там еще, весьма недвусмысленно отражают и намекают на недоразвитость или дисфункцию физического тела у взрослого человека. А такие как «Алертность» и «поджарость», подчеркивают качества молодости («подростковости») даже у старца.
Таким образом, перенимать или учиться практикам, развивающим физическое тело (если оно мыслится локально, вне глубинных связей с ментальной и энергетической зоной): фитнес, бодибилдинг, пауэрлифтинг, еще 100 модификаций, а порой даже и йога, ­– стоит, и эффективно – у бодрых и активных практиков локального направления не зависимо от их возраста и даже опыта. Тут прекрасные юные йогини, или стройные молодые йога-тичеры, тренеры, инструкторы фитнеса могут дать фору «наставникам с опытом» и «подсевшей» активностью и мотивацией. Главное здесь – мотивация передающего и обучающего, его навык практики, активность и уровень внутренней энергии, которой он может щедро поделиться. Поскольку основная задача локальных практик физического тела – это подростковое состояние «алертности» (борьба с лишним весом, эстетическая красота тела, внешняя сексуальность, повышение уровня энергии и т.д.) Это все туда. И основной критерий тут – это качество физического тела самого преподающего и его самоорганизация в процессе практики. Все остальные составляющие – ментальные, энергетические и «духовные» – тут на 25 месте.
В последствии, безусловно, это скорее всего выведет на более глубокие зоны и связи. Но для старта через соматику этого достаточно. Как правило, если «адепты» соматических практик не двигаются в сторону их связи с эмоциональными и ментальными сферами или имитируют эту связь (обычно многочисленными татуировками сакральных мистических слогов на своем теле, у самого есть такой «грех юности»), то их «практика» может закончится скучным функционированием и эмоциональным выгоранием.
Более сложные телесно-ориентированные практики обычно представляют комбинированный подход – связку физической и эмоциональной сфер.
И это уже осмысленная работа, как правило с «травмой», а зачастую и «переплетением». Где тело мыслится как карта и проекция эмоциональной и метальных сфер. И по симпатическому принципу влияние на зоны тела через зоны тела в динамике и статике возможно, а также коррекция энергетической (чувственной) и ментальной сфер.
Сюда входят разного рода телесноориентированные терапии, йога-подходы следующего уровня, уровневые гимнастики и пассивные практики в виде массажей, других мануальных манипуляций, краниосакральные подходы и даже дистантные манипуляции с телом.
Критерии подлинности и результативности здесь более сложные, поскольку «волшебный эффект плацебо» может проявляться исходя из позиционной составляющей, а эмоциональное и психосоматическое состояния – зона не материальная, и его, как в случае первом случае, ну то есть как объем бицепса или объем бедра, сантиметром не померить. Тут критерии различения становятся особенно важны.

Эти критерии как база важны и для всех последующих типов практик.
На что стоит обратить внимание:
А) Включенность в сообщество и «линию передачи». Ни по каким книжкам, видео, «по наследству от прабабушки целительницы», «получению астральной информации ченнеленговым способом по закрытому от простого смертного канала», освоить эти навыки невозможно. Это не исключает важности всего вышеперечисленного как дополнительных факторов, но главным тем не менее остается другое.
Б) Фактор формального обучения. Четкое указание на мастеров, от которых навык получен и понимание их «включенности в линию».
Г) Личный опыт и время практики. Ни для кого не секрет, что фактор «напрактиковывания» для освоения навыка, это, как количество «часов полета» для водителя или пилота, крайне важное условие для управления сложной системой, будь то боинг или человеческое тело. Даже когда практик апеллирует к руководству со стороны духов или других тонких сил, то лучше бы это держать в тайне и не сваливать на них ответственность. Ведь если что, спрашивать придется тоже с них, а им ни счет, ни больничный не предъявишь, на то они и бесплотные).
Поэтому следующий фактор именно:
Д) Взятие полной ответственности за свои действия и решения. Какие бы силы ни помогали инструктору, эти силы в моменты практики (вот здесь особое внимание!!!) являются аспектами его личности, его действий и его ответственности и больше ничьей. Поэтому легитимный практик и мастер – работает от себя! А соответственно, многочисленные рассказы о «духах помощниках», «духах предков», «других цивилизациях» на момент работы являются статусами субличностей и должны скорее настораживать, чем мотивировать воспользоваться такой поддержкой. Все это, безусловно, имеет место быть, но в нашем «подлунном» мире, упоминание об «этом», является скорее минусом, чем плюсом. Именно поэтому в аутентичных практиках целительства и поддержки зачастую имеют место быть четкие указания не «не палить контору», а формировать позицию ответственности и за себя, и за клиента.
Е) Фактор религиозной или субкультурной принадлежности является наиважнейшим, поскольку у вида Homo Sapiens всего 7 базовых культурно-религиозных контуров и еще «вагон с маленькой тележкой» спутниковых, саттелитных, вокруг каждой из семи. Это как тысячи веток на стволе семи деревьев. Так вот, хорошо бы знать, из какого ствола ветка растет. Иначе «внутриличностный» конфликт и «рассогласованность», являющиеся во многих случаях причиной проблем, можно не интегрировать, а напротив, раз-интегрировать еще глубже. В Буддизме, например, отрицается факт сотворения мира и существование Бога Творца. Там цела лока (сфера богов) и просветление, как венец эволюции и буддийского пути. Соответственно, все «веточные практики» поддерживают этот ствол и эту доктрину. А в Христианстве или Исламе фигура Бога Творца является центральной, стволовой базой для всей религиозной традиции. Это про возможные феномены рассогласованности. Для тех, кто понял)))))

Практики работы с энергиями, включающими тело вторым эшелоном (вход через энергии).
Это весь спектр так называемых «боевых практик» и «восточных боевых практик», танцевальные практики, инновационные «тантрические» (неотантра). Практики, где тело отстраивается и функционирует, исходя из динамики энегопотоков.
К предыдущим критериям тут можно добавить:
Ж) Это не гимнастика. Тут пластика и динамика тела вторичны по отношению к состояниям и переживаниям. А технические приемы и динамики тела в паре или соло являются следствием движения «энергетического» тела, которое проявляется «эффектом присутствия» или «специфической харизмы». Именно индивидуальное субъективное ощущение харизмы. И не «на сцене», а в частном контакте, разумеется в дополнение ко всем вышеперечисленным пунктам.
Е) Идентификация с фигурами, репрезентирующими возможный исходный результат. Как правило, это легитимные, то есть признанные в истории культуры мастера, символизирующие определенную школу и линию передачи. Длящие традицию непрерывной цепочки мастеров, «корневые» и «стволовые» люди традиции, если использовать метафору дерева.

Инновационные практики «Нью Эйдж» волны.
Субкультура «Нью Эйдж», зародившаяся во времена психоделической и сексуальной революции в США (Калифорния), стартовала как замечательная волна исследовательского интереса и интегрирующего подхода к герметичным оккультным практикам Востока и Запада, раскрывая их для широкого доступа и переформатируя в доступный формат для восприятия западного обывателя, лишая их эзотерического флера и покрова тайны. Эта волна породила плеяду совершенно титанических исследователей и мыслителей от Тимоти Лири и Кена Уилбера, Станислава Грофа до Алана Уотса, Джона Лили, Ричарда Алперта и многих других. Функция этой субкультуры была выполнена довольно быстро и на сегодня подход выродился в банальный «фаст-фуд редукционизм», (редукционизм (от лат. reductio – возвращение, приведение обратно) – методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими), что многие из этих мыслителей и отметили почти единодушно. Достаточно посмотреть работы Уилбера.
Все, что касается инновационных практик, не имеющих внятной линии передачи, порожденных талантливыми креативными мастерами, позиционирующими свои «детища», как «внесистемную духовность» или «универсальное учение» и как-либо еще. Стоит запомнить, что «внесистемность» – это всегда «постсистемность». Невозможно поступить в университет, не закончив школу в той или иной ее форме. И если талантливые новаторы по тем или иным причинам скрывают свою историю, своих мастеров, у которых они обучались, свое «первородство», то это, как правило, либо признак глубоких внутренних травм, либо непрочищенных и неисцеленных, смотря на весь пафос «учения», либо признак серьезного конфликта с линией передачи, либо, что совсем печально, признак искажения традиции в угоду собственной гордыне или статуса «гуру».
В Ошо-общине, к примеру, отсутствуют какие-то внятные идентификаторы и образцы, кроме самого Ошо, предел реализации которого, ну кроме организации хиппи-коммуны и киллотонн противоречивых текстов, это огромная коллекция дорогих Ролс Ройсов. Прекрасная иллюстрация финала пути, не правда ли? «Великий» мистификатор своим гениальным подходом исказил практически все, до чего смог дотянуться, от сексуальной Хинду «Тантры», линия передачи которой была прервана и скрыта многие годы, которая в групповом формате присутствовала как практика включения в поле через нижние центры, в «Традициях Левой Руки». Но в угоду европейцам периода сексуальной революции, «возродилась» с легкой руки Ошо как «эзотерическая» альтернатива модному Пикап движению англо-саксонской поколенческой культуры. Его миссия, безусловно, колоссальный вброс в тело глобальной человеческой культуры 20 века, последствия которого еще предстоит оценить.
Еще одна «традиция», запущенная с легкой руки Океанического мастера, – это маркетинговое позиционирования через «посвященческие» имена.
Четкое понимание корпоративных схем и рыночных моделей позволило ему построить общину по принципам Глобальной западной корпорации со всеми вытекающими, начиная от агрессивного маркетинга и конкуренции за территории, до системы, выгодной корпоративной идентичности и формирования рынков сбыта. Именно по этой причине Ошо-общину при жизни лидера планомерно выжимали сначала с территории США, а потом и с территорий, любых развитых в корпоративном секторе государств, углядев в его движении конкурентную корпоративную стратегию по захвату рынков образа жизни. И до сих пор лучшего образца «Бизнесмена на духовности», чем Ошо представить сложно. Многочисленные исследования его деятельности доказывают факт его отказа от сотрудничества со спецслужбами США, что по мнению тех же исследователей послужило причиной его скоропостижного ухода. В Масштабных корпоративных войнах средства не выбирают.
Абсолютно естественно и легитимно, что в любой внятной классической религиозной традиции при посвящении – инициации – адепту дается «посвященческое» имя, как символ вступления в линию передачи, символ связи с традицией и символ принятия мастера как «духовного родителя. Метафора «переусыновления» – базовая архетипическая метафора, работающая на глубоких уровнях бессознательного и несущая сильный исцеляющий заряд. Но в любой традиции – это имена тайные, в том смысле, что они для взаимодействия с мастером и участниками традиции, школы (если что, и автор этих строк не исключение, у меня есть несколько «посвященческих» имен, но их знают только Мастера, которые их давали, я сам и несколько практиков в той же традиции). В ряде традиций напротив, субличное озвучивание «посвященческого» имени запрещено или не поощряется. Но только не в маркетинговой истории Ошо.
И да простят меня многочисленные друзья, приятели и знакомые, публично носящие имена, которые не давали им Мама с Папой, но для такого позиционирования есть несколько глубоких причин, о которых невозможно не упомянуть в обзоре, касающимся практик «Различения».
Итак, частично повторю причины:
  • Желание что-то радикально поменять в жизни и прошлом. Но не через «принятие», «проживание», «отпускание» этого прошлого, а через «отрицание», «исключение», «игнорирование», «подмену». Травма ли это, стыд за семью и родителей, за свои прошлые действия. Посыл к миру через публичное «перепозиционирование» Имени, абсолютно инфантильно, детский и безответственный шаг, мол, «Это был не я», «Все некорректное, что сделано в прошлом, сделано не мной, а другим человеком, я-то теперь хороший и мудрый и никакой ответственности за действия того человека с другим именем не несу». На лицо историческая рассогласованность с прошлым и неприятие его как части пути.
  • Месть семье и прошлому. Если семья и родители не принимаются, не прощены, обиды на них не отпущены, то факт публичного именования себя не родовым именем может носить окраску и мотивацию мести. Через посыл «Я больше не Ваш», «Я теперь не имею отношения к Вашей системе, я сам себя из нее исключил». Это все равно что встретить своего школьного учителя или одноклассника в супермаркете и сделать вид, что не узнал его, не поздороваться и не подать виду. Что свидетельствует о блокировке глубоких травм, полученных в период обучения или ранее. Как короткая корректирующая практика это имеет место и эффективность в жанре освобождения от привязанности прошлого, но в случае полных мер, а не полумер. Например, принятие монашеских обетов вместе с именем и полным, на какое-то время, отречением от мирского. Монашеские обеты можно снять вместе с именем, но это совершенно иной случай.
  • Также придуманное самому себе имя часто аргументируется откровениями свыше, ченнелингом, информацией из прошлой жизни, приходом мастера в «тонком теле», ну и еще 25 причинами в зависимости от креативности и фантазии говорящего. Обычно «мастер в тонком теле» − это либо исторический, либо умерший персонаж, в силу того, что при «очной ставке» с живущем «мастером» такие сны обычно им не подтверждаются. Причины этому все те же, что и в предыдущих пунктах, с одним печальным исключением, если брать в расчет принцип ответственности. И если принять во внимание, что любые внешние силы, к которым идет апелляция на момент действия, являются субличностями, то акт «самоименования» − свидетельство неимоверной гордыни, и посыл к миру, который символизирует этот акт, таков: «Я сам свой Отец и Мать, я сам себя породил и поименовал», «Я не признаю никакой преемственности и высоких систем, я сам себе система и сам себе история». Наверное, достаточно. Последующие комментарии излишни.
Именно поэтому тщательная проверка носителей практик, именуемых себя не родовыми именами очень важный фактор выбора!

«Околодуховные» светские и секулярные нео-практики. Недвойственность и пустота. Медитативные практики.
«Свобода – это разбудить жажду и указать путь к колодцу». Экзюпери.

«Недвойственная пустота», «здесь и сейчас» − именно такими словосочетанием ругался обычно мой очень давний приятель, практиковавший дзен, во времена моей бурной юности, заменив им все матерные выражения вместе взятые.
Сказать о его позиции «подлинная» и «честная», значит ничего не сказать. Ведь только то, что пропущено через реальный (не химический, как нынче модно) опыт проживания и наполняет слова силой, животворностью и подлинным смыслом. Именно поэтому дзенские практикующие «отсидевшие» в дза дзене часы и годы, так искренне ржут над словом «медитация» или «Бог» и так жестко шутят над разговорами о «духовном». Ведь только действие или, напротив, осознанное «недеяние у Вей» только и является живым и подлинным проявлением безграничного содержания этих тусклых ярлыков, беспредельно фальшиво звучащих в устах… ну сами знаете кого))) Подлинность рождается там, где в Вас умирает «великий Мудрец и Гуру», а развитое эго освобождается в это время от очередного куска скорлупы железобетонной уверенности в своей правоте. Великий мастер адвайты − Пуньжи − перед смертью изрек крылатую фразу: «Когда я обучал адвайте европейцев, я совершенно не предполагал, что официанты примут себя за шеф-поваров, но в вашей европейской культуре видимо, так принято». В этой фразе тома и террабайты глубины и прозорливости. Люди, многие годы путешествующие по Востоку, видят и понимают, что количество европейцев, которым неожиданно «Открылась великая истина о духовности и не двойственности», − это «бич» сегодняшнего дня. Где-то во вселенной стоит огромный ксерокс или 3D принтер, который таких видимо клонирует во время их жестких психоделических опытов. Ну а поскольку «не санкционированное подглядывание в замочную скважину» − совсем иной опыт, нежели «честное зарабатывание ключа от двери и почетный вход в парадные ворота», то все, что они могут передать, это такой же опыт «подглядывания, цитирования терминов и речевых стратегий, за которыми не стоит реального опыта проживания». «Палец, указывающий на луну – луной не является». И апеллируя к глубокой мысли Пуньжи, «Официанты» могут обучить даже не официантов, а «теоретиков ресторанного дела», которые, как живые «Цитатники Мао», будут бегать и бесконечно повторять проживаемые другими отчужденные речевые коды: «Не двойственность», «Духовность», «Пустота», «Здесь и Сейчас», «Спонтанность» и т.д.
Чем ниже культурный уровень и бекграунд такого «носителя», тем глубже в сознании укореняется новый вокабуляр и речевой код. Что, безусловно, имеет и позитивные констатации в смысле распространения совершенно иных семиотических полей и типов риторики, не несущих за собой старой, зачастую тяжелой ассоциативной и семиотической нагрузки. К слову сказать, учение о «не концептуальности» и «спонтанности» того же Эрхарда Толле представляет из себя стройную логическую концепцию, а его спонтанность выражается в армии сержантов-организаторов и жестком расписании семинаров, запланированных не на один год вперед. Что ни в коем случае не умаляет психотерапевтической пользы его деятельности в контексте примирения с собой и согласования рассогласованных субличностей его адептов.

Медитация
«Медитацию я практиковал многие годы, по разным методикам и техническим описаниям, учился у разных инструкторов и мастеров. И даже долгие годы сам являлся наставником медитации для многих учеников. Но только когда я встретил Шри Ауробиндо и сел медитировать у его стоп, мне открылось, что значит подлинная Медитация. А также и истина, что-то что считалось мною медитацией до этого, таковой не являлось». Сатпрем.

С медитацией вопрос очччень тонкий. Исходя из основного постулата, который предваряет сам термин, если очищать ум от последующего концептуального мусора, то это состояние — состояние ума мастера! То есть это тип функционирования метальной и энергетической сферы (ментальной и эмоциональной), доведенные до эволюционного пика тем или иным практикующим. Все последующие технологические описания, которые можно нагуглить в интернете, например, «Слово «медитация» происходит от латинского meditatio, точнее от глагола meditari, который в разных контекстах означает «обдумывать», «мысленно созерцать», «вырабатывать идеи».
Помимо своего исторического использования, термин «медитация» был применён в качестве перевода названия восточных духовных практик, называемых на санскрите «дхьяна» − термин, распространённый в китайском буддизме как «чань», в японском − «дзэн», в корейском − «сон» и во вьетнамском − «тхиен». Слово «дхьяна» происходит от санскритского корня dhyai и тоже имеет значение «мысленно созерцать», «размышлять». Все они верны лишь отчасти. В силу того, что вне технологического восприятия (смотри абзац выше о технологическом корпоративном поле) другие формы трансляции оказываются как бы за бортом. Но суть медиации именно за этим бортом. И именно потому, что в разных традициях апогеем реализации, финалом пути являются разные состояния ментально-эмоциональной сферы практикующего, которые подаются как эталонные, то и сама медитация как процесс и практика обслуживает совершенно разные системы с разными задачами функционирования и «финализации». Для тех, кто понял – никакой единой универсальной медитации − вне системной − не бывает. Ровно поэтому в традициях, породивших это культурное явление, медитация воспринимается и передается как «Гуру Йога» − «Смешение своего ума (в широком контексте этого термина) с умом мастера», то есть временная регулярная подгонка своих частот и параметров ментально-эмоциональной сферы под такие же частоты и параметры наставника, который в априори считается эталонной фигурой и персонификатором глобальной системы, которую вы принимаете как путь на момент обучения медитации и последующего воспроизводства методов, переданных Вам в живом контакте, когда ментальные и эмоциональные границы Ваши и Вашего наставника стираются. Вот тогда «акт медитации» произошел.
Это понимание несет ряд серьезных последствий, поскольку любая жизнеспособная функционирующая система предполагает спектр эталонных состояний (типов и стилей мышления, типов поведения, типов реагирования), которым можно научиться только в контакте с носителями. В любой субкультурной системе есть свои медитативные практики в этом контексте. В системе фашизма, например, Адольф Гитлер − эталонный носитель состояний и типов мышления. И медитация, как известно, было одной из основных практик для узкого круга единомышленников Третьего Рейха, а носители такого рода практик существуют до сих пор. Все основатели мировых религий усиленно кодировали типы мышления и состояния через передачу религиозных ритуалов, молитв, поз тела и многого чего другого.
Современное смысловое и феноменологическое выхолащивание «Медитации» до набора «успокоительных методов» некоего «новокаина для ума», безусловно, несет и позитивную психологическую нагрузку в жанре инструмента, открывающего доступ к внутренним ресурсам личности. Но только следует понимать, что все эти «Маиндфулнессы», медицинские и психотерапевтические «медитации осознанности» обслуживают совершенно иные системы, нежели корневые по отношению к термину и классической практике «Гуру Йоги». То есть в переводе, «Майндфулнесс» − это обслуживание интересов корпоративного поля, и его эталонные состояния лежат там. То есть интересы этой сферы пытаются «оприходовать» термин для конфигурирования ума практикующего под свои задачи. Так любые корпоративные ценности надстраиваются над чем угодно в интересах реализации своих имманентных задач. И все эти пресловутые «Медитации для менеджеров», «Медитации для отдела продаж» − всего лишь подмена содержания продукта, если использовать единственную реальную для этой сферы терминологию. Это как «Секс для Корпораций» или «Корпоративная новогодняя тантра». Уверен, люди, работающие в компаниях, меня поняли. И в этом смысле эти подмены хороши только в том случае, если могут породить подлинный интерес к теме за рамками корпоративной системы ценностей. Ну или в случае стратегии «троянского коня», когда в идеологический корпус, сопутствующий мотивационным практикам, интегрирован блок идей (если вы видели где-то обучение медитации без идеологии, напишите, я сразу вышлю Вам приз), «разотождествляющих» адепта с интересами корпорации и превращающей ее в инструмент развития, а не в универсум для жизни. Но этого англо-саксонский «духовный истеблишмент», конечно, позволить себе не может, иначе «будет пилить сук, на котором сидит». А мелкие «партизанские» активности одиночек противостоять общей волне фальсификации и подмены, разумеется, не могут. Да и зачем, тогда им называться заковыристыми брендами и скрывать линию передачи?)))))
Исходя их этого, выбирая практику медитации, лучше ответить себе на вопрос: «Какой системе я собираюсь служить, практикуя это?»
И еще один важный параметр в дополнение к вышеописанным, которые, кстати, справедливы по отношению ко всем «Околодуховным практикам»:
  • Опыт практики и возраст инструктора. Вот в данной сфере этот параметр − один из ключевых, исходя даже из средней продолжительности жизни. Поскольку «подлинная медитация» − это наработанные часы полета и эталонное состояние в системе, то до 40 лет в среднем их просто невозможно наработать, как и прочистить многочисленные «травмы» и «переплетения» (я вот лично не подхожу к «духовным адептам и инструкторам» моложе 40 ровно по этой причине). Да и в «околодуховной» практике это, безусловно, возможное качество личности второй половины жизни. Разумеется, никто не запрещает практиковать и делиться хоть с детства, но вот эталонные состояния, ключевые тона, типы мышления и мировоззрения, как и способы их корректной передачи, раньше второй половины жизни не формируются. В классической парадигме и нескольких ретритов с мастером недостаточно. Лучше какое-то время пожить рядом и «подышать» с мастером одним «полем», наработать часы и годы «полета», понять ошибки, «наступить на грабли», а это время. И время не малое. Ну за исключением корпоративного рыночного истеблишмента, разумеется)))))) Повторюсь, все подлинное и реально духовное – сложно и не достигается без усилий и воли, и уж точно не похоже на американский Диснейленд. А берется длинной, долгой, муторной практикой, навыки которой формируются уж точно не в первой половине жизни в подавляющем большинстве случаев.
Тайная дверь к реализации и освобождению, как его понимают в некорпоративном формате, находится прямо за весьма скучным холстом в никому неинтересной, обшарпанной «каморке папы Карло», се-ля-ви, а не на банковском счету в офф шоре))))

Расстановочные полевые практики.
Увесистая кость в горле академической психологической парадигмы. «Караул! Спасите! Шаманы и мистики лезут на академическую территорию, которая сто лет как поделена, сегментирована, а входные билеты и ранги заранее проплачены и оговорены». Буквально, за несколько десятков лет собрать конструктор из разрозненных аутентичных шаманских практик работы с замещающим восприятием, подверстать под это новые подходы в семейной терапии, выстроить стройную теорию порядков, воспитать плеяду талантливых учеников, построить вокабуляр и категориально-понятийный аппарат почти с нуля, так чтобы любая домохозяйка смогла его освоить буквально в разговоре с другой домохозяйкой и дотянуть его до академических вершин – вот где она магия! Эта вещь будет посильнее «Фауста» Гете.
Если рассмотреть системные факторы, начиная с того, что Германия всегда, начиная с Канта, была кузницей ментальных картин и онтологий для всего европейского мира, значит только то, что эта линия и ее место в мире никуда не делись, а лишь сменили обертку. И вместо герметичных философских сообществ, транслирующих свои идеи в умы европейских интеллектуалов (а те в свою очередь через глобальную систему университетов − остальному народонаселению), появились сообщества «расстановщиков», выполняющих нынче ту же функцию трансляции онтологии порядков, разработанной и «выращенной» «Хелленгером и Ко». А успех этой трансляции ой как велик, и это еще не апогей. Это говорит лишь о том, что Гранд Умы в Германии не перевелись. Еще пара поколений и «Порядки Любви» будут преподавать в школах, а уж быть с ними знакомыми сейчас – строго обязательно. Бюст «партай геноссе» Хелингера будет стоять если не в Берлине, то в Бад Рихенхале, в ближайшем будущем обязательно. Вот что происходит, когда честный христианский практик отправляется с миссией и «открытым забралом» в Африку сеять евангелие аборигенам, уважая и интересуясь их традициями. Сегодня можно часами обсуждать верны «Хелллингеровские порядки» или не верны. Сведение любой психической проблематики к форме отношения с Матерью – универсальный код, или личная особенность отношений с Матерью самого Хелленгира? (памятуя германский культ Муттер). Но не это уже важно, а важно то, что новая парадигма «Порядков Любви» (системно-феноменологического подхода) победно шествует по планете и наводит немецкий порядок в умах и душах охваченных ею адептов. А любой касающийся этой темы специалист и практик очень хорошо знает, что там ой как есть что «наводить», а унифицированной системы нет. Все школы держатся за свои «местечковые» представления и своих академических гуру. А «Хелленгер и Ко» кинули миру вот такую претензию − зерно на описание и применение единого − универсального − унифицированного порядка развития психического в принципе. И оно проросло и заколосилось. Разрозненные герметичные практики «работы с полем» до этого момента были локальны, не объединены и не имели ни внятной онтологии и теории, ни корпуса прикладных унифицированных методов, и рядились то в шкуры магии и шаманизма, то в обертки экстрасенсорики или еще какой-нибудь ереси. И вот получите − «практика развития заместительского восприятия», которую можно получить за несколько сеансов вместе с пакетом учебников и лекциями по теории в нагрузку. Понятно, что вокруг много фальсификаций, понятно, что на этом фундаменте за скорое время вырастет много этажей системно-феноменологического небоскреба, с которых сам фундамент с трудом можно будет рассмотреть. Но главная часть работы титанического характера «Хелингером и Ко» уже проделана, и лекало, формующее массовое бессознательное на принципах «Порядков любви», работает, доказывая первичную чистоту и любовь разработчика, независимо от того, как он чудит на склоне лет. Волшебство ситуации в том, что эту гору нельзя обойти, и, какое бы к этому феномену не было отношение, к ней уже «придется относиться» с критикой ли, с подобострастием ли, с чем угодно, но придется. Я бы рекомендовал, тем, кто еще не знаком, начитать относиться уже сейчас. Ну и внимательными быть, по традиции, к тем, кто в силу гордыни игнорируют корень, искажая вокабуляр и энергии поля − ко всяким «Системным моделированиям», «перестановкам», «несистемным расстановкам» и прочему «зоопарку» гордых последователей, не считающих себя таковыми.

(с) Андрей Двоскин